пятница, 9 декабря 2011 г.

Атака блогов: проникновение на Кольскую АЭС

Вчера блогеры Москвы Санкт-Петербурга и Мурманска (в лице вашего покорного слуги и пары приятелей Димы и Андрея) посетили Кольскую атомную электростанцию в рамках организованного блог-тура.


Сперва посетили информационный центр Кольской АЭС в Полярных Зорях. Много красивых экспозиций.

 

Была и среди прочих вот такая подозрительная рыбка.


Собственно, нас посвятили немного в историю Кольской АЭС, её технические характеристики и принцип работы. Для меня вся техническая информация (тип реактора, мощность и прочее) мало о чём говорят, но девушке Татьяне всё равно спасибо - рассказывала доступно.



Медку радиоактивного не желаете? (шутка, если что)


Закончив с музеем, отправились на саму станцию. Подъехали к КПП, началась проверка паспортов. Паренёк из Питера по имени Богдан после over 9000 напоминаний умудрился оставить паспорт в информационном центре (где нас попросили скинуть всё лишнее), в результате ждали, пока таинственная супер-вумен по имени Наталья за шоколадку привезёт ему этот самый паспорт. Потеряли минут 20, зато наблюдали местных лисичек, которые ошиваются возле КПП. Фото лисы снято почти ровно год назад, когда также ездил на АЭС, но сути не меняет - в этот раз мы видели эту же лису и ещё одну её подругу (или друга).


Наконец мы прошли 100500 уровней проверки документов, наличия взрывчатых веществ и не заявленных предметов и попали на территорию станции. Первым делом отправились в машинный зал. 


Это местный курорт на станции. Не надо никуда ездить: разделся до трусов и пошёл греться в машинный зал. Да, там шумно, но на входе предлагают беруши по смешной цене - бесплатно.


В такую жару Дима (мой друг и коллега) был вынужден бегать снимать, таскать на себе камеру и штатив. Уверяю вас, это задачка не из лёгких даже в самой обычной ситуации.

Потом мы отправились в центральный зал номер один, где располагались первый и второй реакторы. Но попасть тула оказалось не такой простой задачей. Сперва нас отвели в раздевалку, где приказали снять всё, кроме трусов и носков. Когда задача была выполнена, поступила новая команда - одеться. Здесь стоит отметить, что я ещё и раздесть не успел, а вот Дима исполянл команды быстро и чётко. Так что после машинного зала, активного избавления от одежды, а потом вновь облачения в неё, безсусловно, мой приятель обрёл особенную бодрость духа. Пока я размышлял на тему "раздеться нельзя одеться" (запятая плавала быстрее, чем человек способен принять решение, куда её воткнуть), была дана новая команда - из одежды оставить всё кроме носков. Команда была, кажется, последней, в связи с чем я, счастливый, что мне не пришлось испытать все те радости раздевания-одевания, что достались моим коллегам, поспешил её исполнить и идти дальше. Во второй части раздевалки нам вручили  белые халаты, шапочки и бахилы (которые я выпрашивал оставить мне на память). Переобулись, оделись, вспотели, и довольные пошли наконец в реактор. 

Собственно, смотреть там, конечно, нечего - два колпака с маркировкой 1Р и 2Р, краны на потолке и кучка забавных мужчин, напоминающих мне медбратов. 


Дима решил не отставать.


Там один мужчина (звали его Александр Антаков) рассказал, что Кольская АЭС-2, строительство которой ориентировочно запланировано на 2017 год, в техническом плане ничем не будет отличаться от действующей станции. Во всяком случае, реакторы там будут идентичные, а именно — водо-водяные (масло маслянное имхо).

Затем отправились посмотреть на бочки, в которых хранилась соль, оставшаяся после переработки жидких радиоактивных отходов. 


Нам сказали, что данное вещество абсолютно не радиоактивно. Я решил проверить. Если к 100 годам у меня не вырастет шестой палец на руке, значит не соврали.
  

Между тем, блогеры быстренько организовали лук.

  
Насмотревшись на НЕрадиоактивную соль, пошли на выход, но прежде, чем выпустить нас, заставили пощупать специальный проверятель сколько осталось жить наличия радиации на руках и ногах. 



Отмечу, что рука (правая), которой я трогал ту непонятную гадость в бочке,  хоть и определялась аппаратом как чистая, но всё же циферок там по-больше было, в то время как на левой были нули.

На этом поход в опасную зону закончился. Стали выходить, были просканированы ещё кучей устройств. У Димы и вовсе отняли видеокамеру. Но потом, правда, вернули. Помылись, переоделись и направились в блочный щит управления, где, как ни странно, управляют реактором. Я с довольным лицом, словно мне дали понажимать кнопочки. Хорошо, что не дали - это была бы заведомо плохая идея.


А вот клавиатура. Сразу возникли ассоциации с компьютерами Mac.


Долго бродить по БЩУ-1 нам не дали - люди всё-таки работают. Зато повели развлекаться на тренировочном пульте управления. Штука чуть более унылая, но, кажется, полезная.


Говорят, что подготовка инженера может занимать от 3 до 6 лет. Только после этого человека допустят до работы на настоящем БЩУ. Оно и понятно - отвестсвенность просто огромная. Однако аварий на КАЭС случается мало, а аварий, попадающих под шкалу - и вовсе не случается, так что инженерам приходится периодически заглядывать на тренажёр, чтобы не утратить навыки действий в случае чрезвычайной ситуации.

Обычно боссы за пультом сидят примерно вот так.


Далее была самая ответственная часть экскурсии - обед!! Мы изрядно устали за 3 часа беготни по станции с переодеванием, так что поесть было весьма кстати. Кромили отменно: много и вкусно, а главное - бесплатно! Лично я на талончик в 200 рублей урвал себе тарелку ухи, тарелку тушёной капусты с купатами, пицу, хлеб и компот. При этом я недобрал до 200 рублей, и мне дали сдачу двумя батончиками сникерс.

После обеда отправились на форелевое хозяйство, расположенное у берега озера Имандра. Было холодно, но интересно. Вот эта бурлящая каша (как изволил выразиться блогер из Питера Сергей) и есть форель.



Потом "экскурсовод" Татьяна решила показать нам местечко, где растят осётров. Показала. Вот эти мини-акулы - они и есть.


В завершении, чтобы окончательно закоченеть, отправились на горнолыжный склон "Салма", где подъёмник для работников Кольской АЭС бесплатный.


Блог-тур мне очен понравился, пусть и устали мы изрядно: всё-таки встать пришлось в 3 утра, чтобы доехать из Мурманска до Полярных Зорей к....бесплатному завтраку в гостинице "Нивские Берега". Вот такие мы меркантильные мурманские блогеры. Даже (а я бы сказал в особенности!) оператор Дима пристрастился к бесплатной еде.

В общем организаторам спасибо за то, что заняли мой рабочий день. Даёшь больше таких съездить-поесть-попыритьсяналюбопытныештуки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий